Гидравлические домкраты – самые популярные в линейке мобильных подъемников. Среди типов, работающих по принципу гидравлики, выделяют подкатной домкрат. Обзор конструкции и особенностей применения начнем с элементарного сравнения. В отличие от вертикального домкрата рабочий цилиндр домкрата подкатного располагается по горизонтали или под углом. Внешне подъемник представляет собой устройство на 3- или 4-колесной тележке, способной подкатываться под грузы в процессе подъема. Отсюда название.
Подкатной домкрат идеально подходит для одностороннего подъема автомобиля на ровной поверхности. Грузоподъемность может составлять до 20 тонн и выше. Поэтому домкраты подкатные успешно применяются и в частных гаражах, и в автосервисах, и для подъема тяжелой спецтехники.
Виды подкатных домкратов.
- Реечный: имеет достаточно простую конструкцию – на раме устройства вертикально расположены зубцы для подъемного механизма, который приводится в движение рычажной передачей. Фиксация механизма в определенной позиции осуществляется при помощи специальной собачки. Недостатками реечных домкратов являются их большой вес и крупные габариты относительно других видов подкатных подъемных механизмов. Среди преимуществ выделяют эффективную работу с низко расположенными объектами.
- Винтовой: в основе механизма винтового домкрата находится винтовой шток, посредством вращения которого поднимается грузоопорная чаша с зафиксированным на ней объектом. Груз фиксируется в необходимом положении за счет торможения винтового механизма. Винтовые домкраты надежны и удобны в эксплуатации, при этом они не занимают много места. Также среди преимуществ выделяют относительно невысокую стоимость.
- Гидравлический: домкраты на гидравлике наиболее широко используются в современных автомобильных сервисах. Гидравлический механизм позволяет обеспечить высокую мощность при небольших усилиях со стороны оператора. Поршень домкрата приводится в движение специальным рычагом. На рычаге расположена грузовая площадка. Стандартный гидравлический домкрат идеально подходит для ремонта транспортных средств весом до 3 тонн включительно. Однако существуют и усовершенствованные модификации с грузоподъемностью до 20 тонн.
- Пневматический: в конструкцию пневматического домкрата входят основание, механизм для передвижения, компрессор и база для колес. Поднятие груза происходит за счет накачки основания воздухом или газом. Поднятие грузов с помощью механизма данного вида происходит довольно быстро, что позволяет повысить эффективность работы. Механизм подходит для подъема автомобилей весом не более 3 тонн.
При выборе подкатного домкрата нужно принимать во внимание следующие характеристики:
- Предельная высота. Для подъема крупногабаритного авто, например, внедорожника, данный показатель должен быть не менее 450 мм. Если максимальная высота подъема будет меньше, снять колесо у кроссовера или внедорожника будет крайне затруднительно.
- Минимальная высота. Для большинства автомобилей оптимальная высота минимального подхвата варьируется в диапазоне от 125 до 140 мм.
- Скорость подъема. При покупке подкатного домкрата для легкового автомобиля следует обращать внимание на наличие дополнительной педали, которая позволяет увеличить скорость подъема транспортного средства. Также скорость зависит от вида подкатного домкрата.
- Грузоподъемность. Данный параметр подбирается индивидуально исходя из массы обслуживаемого автомобиля. Для работы со стандартной легковушкой будет достаточно домкрата грузоподъемностью 2 тонны. Владельцам габаритных внедорожников понадобится домкрат грузоподъемностью до 3 тонн.
- Удобство использования. Степень удобства работы с подъемным механизмом характеризуется наличием резинового упора на подъемной площадке и специальной защиты на рукоятке для страховки от повреждения покрытия транспортного средства.
- Конструкция механизма передачи усилия. Механизм передачи усилия от рукоятки к запорному клапану может иметь зубчатую либо карданную передачу. Карданная передача является наиболее оптимальной, т. к. она имеет более высокую надежность и износостойкость. Также карданная передача менее дорогостоящая в ремонте и обслуживании.
- Наличие колпачков на плунжере. Колпачки обеспечивают дополнительную защиту механизма домкрата от грязи, коррозии и реагентов. Их наличие позволит ощутимо продлить срок службы механизма.
Исправный подкатной домкрат – надежное устройство, гарантирующее 100-процентную эффективность и безопасность в работе. Но если грузоподъемность домкрата падает, нужно бить тревогу.
Чаще всего проблема состоит в утечке или загрязненности масла, а также попадании в цилиндр воздуха. В этих случаях специалисты советуют произвести тщательную прокачку гидравлики с промывкой домкрата и заменой масла. Прокачку рекомендуют проводить, как минимум, 2-3 раза в год.
Последовательность действий при прокачке подкатного домкрата:
- Открутите заливочную пробку и слейте старое масло.
- Промойте механизм специальной жидкостью путем прокачки.
- До предела наполните цилиндр свежим маслом (ни в коем случае не «отработкой») при поднятом штоке.
- Откройте запорный клапан и вдавите шток до упора. Весь воздух должен выдавиться в цилиндр с жидкостью.
- Закройте сливную пробку и выполните прокачку 5-6 раз.
- Контролируйте уровень масла. Если нужно, доливайте до появления характерных пузырьков. Повторите циклы прокачки.