Балансировочные стенды – это незаменимое оборудование для любого шиномонтажа. Важность этого оборудования в первую очередь заключается в организации безопасной езды на автомобиле.
Балансировка необходима при преждевременном износе резины, возникновении биений в подвеске автомобиля, биении руля автомобиля и ходовой системы автомобиля. Автомобиль становится менее управляемым. В общем, биение колеса, связанное с неправильной балансировкой, приводит к череде негативных событий, которые могут повлечь за собой не только износ некоторых деталей, но и могут нести угрозу безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Назначение станков для балансировки колес:
- Для колёс легковых автомобилей;
- Для колёс грузовых автомобилей;
- Универсальные (для колёс легковых и грузовых автомобилей).
Разница в этих станках заключается в грузоподъемности и способности работать с колесами различных диаметров. Характеристика грузоподъемности напрямую зависит от диаметра колес.
Чем отличаются балансировочные станки друг от друга?
Степень управления: стенды для балансировки колес можно условно разделить на станки автоматические и станки с ручным управлением. При работе в автоматическом режиме все данные о колесе станок считывает сам. В ручном варианте данные вносятся оператором.
Скорость обслуживания: время обслуживания на автоматических балансировочных станках значительно меньше, чем на ручных. Система сама измеряет геометрию колеса и его параметры. Для измерения параметров колеса в автоматическом режиме используются самые разные системы, одной из которых является лазерная технология.
Необходимое напряжение питания: 220 или 380 Вольт. Станки на 380 Вольт более производительные и мощные.
Дополнительные функциональные возможности: третья рука для монтажа низкопрофильных шин, пневматический удар для быстрой посадки шины на обод, лимитатор давления для автоматической подкачки шин до необходимого уровня, двухсторонний рабочий стол для увеличения скорости работ.
Кроме традиционных балансировочных станков, существуют еще так называемые, финишные балансировочные стенды для шиномонтажа. При использовании балансировочных финишных стендов колеса не снимаются, а находятся на автомобиле. Машина устанавливается на стенд и происходит запуск двигателя и вращение колес.
За счет того, что колесо вращается в обычном режиме, т.е. закреплено в таком положении, как это происходит в реальности, такая балансировка более точная. При обычном креплении в конусах балансировочного станка, колесо находится вне системы крепления колес на автомобиле.
И разница в позиционировании колеса может быть существенной. Это происходит из-за того, что крепление на ступице совершенно не такое, как крепление на конусах станка. Поэтому балансировка на финишном стенде более точная
Устройство балансировочных станков.
Станок для балансировки колес состоит из четырех основных блоков:
- Первый блок отвечает за привод: вращение происходит за счет работы электродвигателя. На самых примитивных моделях станков привод происходит в ручном режиме
- Второй блок отвечает за измерение параметров колеса.
- Третий блок – это балансировочное устройство.
- Четвертый блок – корректирующее устройство.
Принцип работы стендов для балансировки.
Для того чтобы выполнить балансировку колеса, оно устанавливается на вал станка и центрируется при помощи специальных конусов. Благодаря конусам и происходит правильное расположение колеса относительно оси. Нередко износ конусов выступает причиной того, что станок начинает работать со слишком большой погрешностью. И тогда нормальная балансировка становится невозможной.
После того как колесо закреплено начинается вращение до определенной скорости. Блок, который отвечает за измерение параметров движения колеса, снимает данные и отправляет их в процессор, которые обрабатывает эти данные.
Фиксирование данных происходит по принципу деления колеса двумя плоскостями: вертикальной и горизонтальной. В результате этого условного деления колесо делится на четыре сегмента, которые в идеале должны быть идентичными. Но в реальности сегменты получаются разными. И именно по уровню различия и происходит распределение грузов на автомобильном колесе. Если колесо установлено на балансировочный станок неправильно, то вполне естественно, что деления на приблизительно одинаковые сегменты не получается.
Данные, которые формируются при измерении, выводятся на экран дисплея. И именно по этим данным оператор принимает решение, куда и сколько добавлять балансировочного веса.
Причины неточности балансировочных станков:
- Калибровка станков. Вполне очевидно, что чем точнее калибровка, тем точнее будут выставлены грузы на колесе. Но выставлять калибровку с точностью до одного грамма совершенно необязательно, если это не автомобиль, который участвует в гонках. Вполне хватает калибровки в 5 или 10 грамм.
- Программное обеспечение. Хорошие станки для балансировки колес поддерживают сразу несколько программ, которые не только отвечают непосредственно за процесс балансировки, но и способны оценить геометрию не только резины, но и самих дисков, на которых установлена резина. Кроме этого есть программы, которые могут оценить состояние шин и дать рекомендации, по возможному позиционированию шин относительно диска. Т.е. на этом уровне решается проблема, как, не добавляя грузиков, снизить общий дисбаланс системы шина-диск, до минимального значения. И только после этого добавлять балансировочные грузы. При помощи такой программы можно значительно снизить вес балансировочных грузов.
- Геометрия диска. Могут быть ситуации, когда балансировка колеса невозможна из-за того, что нарушена геометрия самого диска. И без специальной программы проверить геометрию диска просто невозможно.
- Элементы крепления. На точность балансировки влияет и техническое состояние самого станка и, прежде всего, состояние элементов крепления колеса и его центрирования. Если эти узлы получили значительный износ, ни о какой правильной балансировке не может идти речь.
- Профессионализм оператора. Каким бы современным ни был балансировочный станок, какие бы ни были использованы программы, если неправильно интерпретировать полученные данные, нормальная балансировка не получится.