Кузов автомобиля – это его каркас, который является самой дорогостоящей частью автомобиля. Он определяет способность автомобиля двигаться и безопасность передвижения водителя и пассажиров. Именно поэтому к ремонту кузова нужно относиться ответственно. Во время кузовного ремонта выравниваются вмятины, завариваются трещины и удаляется ржавчина.
Кузовной ремонт разделяется на 2 вида:
- Мелкий: удаление небольших вмятин, царапин, сколов, восстановление лакокрасочного покрытия.
- Крупный: проводится при нарушении геометрии кузова на стапелях
Повреждения автомобиля могут иметь разную степень тяжести. Поэтому восстановление геометрии кузова и рамы может иметь разный уровень сложности. И в зависимости от сложности восстановления применяются различные виды стапелей с различными функциональными возможностями.
Принцип работы, особенности и виды стапелей.
Одним из основных помощников в ремонте кузова является стапель.
Принцип работы стапеля заключается в фиксации автомобиля в раме и изменении формы деталей кузова с помощью приложения большого усилия. Независимо от вида стапеля его конструкция состоит из одинаковых частей: анкеров, зажимов, платформы, силовых стоек, рельсов и рамы.
Принцип работы каждого вида стапеля несущественно, но отличается друг от друга. Но задача у всех одна – вытягивание вмятин и выравнивание выпуклых элементов.
Виды стапелей:
- Напольные: относятся к профессиональному оборудованию для восстановления геометрии кузова и геометрии рам. Конструкция построена на принципе вытягивания металла, за счет работы гидравлики. Но на напольных стапелях имеется большое количество дополнительных функций и дополнительный инструментарий. Все это позволяет выполнять самый сложный восстановительный ремонт.
- Подкатные: используются для простых ремонтно-восстановительных работ. Популярен благодаря возможности зафиксировать автомобиль без обортовки порогов, компактным размерам, широкому диапазону настроек, возможности дополнительно укомплектовать гидравлической системой.
- Рамные: представляют собой жесткую металлическую раму (степень жесткости очень высокая, но не максимальная), на которую устанавливается автомобиль и закрепляется с помощью специальных зажимов. Имеются специальные цепи, которые крепятся к кузову. Цепи соединены с гидравлическим устройством. За счет усилия гидравлической силовой установки через цепи происходит вытягивание кузова автомобиля в поврежденном месте. Следует заметить, что рама стапеля не может обеспечить максимальной жесткости для выполнения любых по сложности работ по восстановлению кузова. Для более сложных восстановительных работ используются другие типы стапелей.

- Платформенные: по принципу своей работы мало чем отличаются от рамных стапелей. Однако платформа обладает большей жесткостью, чем рама и имеет большое количество точек крепления – элементов, вытягивающих кузов. Таким образом, получается, что кузов автомобиля может вытягиваться в различных направлениях. Это дает возможность делать сложный ремонт поврежденных кузовов и изменивших свою геометрию рам автомобиля. Силовые гидравлические установки платформенных стапелей имеют большую мощность, чем гидравлика рамных конструкций.

- С компьютерным управлением: при восстановлении геометрии кузова автомобиля применяется специальная система объемного моделирования. В базе данных системы хранятся данные об эталонных параметрах кузовов различных марок автомобилей. Поэтому точно видно, какие параметры нужно менять и куда прикладывать силу, для вытягивания металла.
Системы измерений в стапелях для кузовного ремонта.
После попадания в ДТП у автомобиля могут быть видимые дефекты и могут образовываться изменения в геометрии кузова и рамы, невидимые глазом. Чтобы найти эти изменения в геометрии используют разные технологии.
Самая простая технология состоит в использовании традиционных телескопических линеек и измерении параметров геометрии между двумя точками. Данные о параметрах для того или иного автомобиля ищутся в справочниках. По этой технологии измерений невозможно добиться точного соответствия многих параметров. Некоторые параметры просто невозможно проконтролировать.
Более точные измерения можно получить, если применяется шаблонная система измерений. Принцип измерений основан на сравнении. Автомобиль закрепляется в определенных точках на стапеле, и по отклонению крепления и контрольной точки на автомобиле определяются параметры несовпадений.
Самые точные данные измерений получаются при использовании трехмерной компьютерной системы. Надо сказать, что такую систему поддерживают только самые современные стапели для кузовного ремонта. В качестве первоначальных (эталонных) данных используются показатели заводских параметров.