Открываем СТО. Как это сделать и во сколько обойдется?

В 2018-м продажи новых легковых автомобилей в Беларуси выросли в полтора раза. Цифра впечатляет. Однако всем владельцам этих авто со временем понадобятся осмотры, балансировка и техобслуживание. Естественно, мощностей действующих СТО не хватит. Открытие станции техобслуживания станет перспективным видом бизнеса.

Главный ресурс владельца СТО – качественное оборудование и грамотные специалисты. В стране много станций, которые предлагают шиномонтаж, замену масла и разнообразный ремонт. Но не все они предоставляют качественные услуги и работают добросовестно. Чтобы выгодно отличаться на основном фоне, стоит позаботиться о ряде вещей.


1. Выбираем помещение


Часто начинающий бизнесмен открывает первый автосервис в своем собственном гараже. Вариант разумный, но с учетом перспективы – не слишком дальновидный. В таком помещении получится обслуживать по одному авто. Остальных клиентов владелец потеряет.

Размер помещения должен зависеть от того, какие виды работ запланированы. Ремонт ходовой потребует больших площадей. При этом надо оставить место, чтобы можно было производить текущий ремонт других авто. Оптимальная площадь – 300 квадратных метров, а еще лучше – 500. Рабочее место каждого сотрудника должно составлять не менее 5 метров квадратных, на остальной площади устанавливается оборудование.

Другие требования:

  • расположение на расстоянии минимум 50 м от жилых домов. Потребуется согласование с санэпидемстанцией, пожарной службой;

  • хорошо, если рядом будет проходить транспортная развязка. На такую СТО удобно заезжать;

  • указатели, рекламные баннеры и щиты помогут привлечь внимание водителей.

Лучше разместить СТО в собственном помещении. В арендуемом не так выгодно, однако если его уровень не очень высок, арендная плата будет умеренной. Правда, всегда есть риск: можно сделать ремонт, а чуть позже из арендуемого помещения могут просто попросить уйти. Не факт, что клиенты уйдут вместе с костяком команды.


2. Разрабатываем бизнес-план


Рынок автосервиса довольно конкурентен, поэтому надо составить грамотный бизнес-план. Предусмотреть все, что потребуется для открытия СТО, и найти свою нишу. Чтобы привлечь автовладельцев, надо выделиться за счет услуг или определенной «фишки». Например, на авторынке появились такие станции:

  • специализирующиеся на обслуживании одной марки авто;

  • сетевые проекты, филиалы которых действуют в нескольких регионах РБ. Это перспективная ниша.

Кустарные ремонтные мастерские, где авто ремонтирует частный мастер, до сих пор существуют. И проработают некоторое время. Но на массового клиента им не стоит рассчитывать.

Чтобы продумать работу, нужно составить портрет потенциального клиента: представлять, кто он, сколько зарабатывает, на чем ездит, что ему потребуется из услуг. Отталкиваясь от этого, выбирают помещение, покупают оборудование и нанимают персонал. Также надо зарегистрировать предприятие по белорусскому законодательству. Обычно это ИП, тип налогообложения – ЕНВД.


3. Сервисные услуги и оборудование


Важно дать клиенту то, чего он ожидает. Для этого понадобится качественная техника. Она позволит сэкономить время персонала и повысить качество услуг. Кто-то делает ставку на оборудование б/у, кто-то категорически покупает только новое.

На СТО понадобятся такие установки:

  • Подъемник. В зависимости от производителя, цена стартует от 2 400 BYN.

  • Диагностическое оборудование. Один из самых важных пунктов, можно купить за 1 900 белорусских рублей и дороже.

  • Инструментарий для мелкого текущего ремонта обойдется от 3 200 BYN.

Не стоит забывать о покупке шиномонтажного оборудования, стенда для развала-схождения и прочего. Понадобится установка для регулировки руля.


4. Нанимаем персонал


Чтобы организовать работу среднего СТО, понадобится такой минимальный штат:

  • мастера-ремонтники – 2-3 человека;

  • управляющий, менеджер (первое время им может побыть владелец бизнеса).

Стоит помнить об одном важном моменте. От уровня квалификации сотрудников зависит результативность работы станции. Персонал должен уметь общаться с клиентами. И, конечно, быть профессионалами своего дела. Оптимальный вариант – искать работников по рекомендациям, а также устанавливать им испытательный срок.


5. Дополнительные расходы


Затраты будут включать аренду и оплату коммунальных услуг, текущие расходы и зарплаты сотрудников. Помимо прямых затрат на оборудование, нужны и другие вложения, чтобы раскрутиться. Основные расходы придется понести в таких направлениях:

  • На монтаж рабочего оборудования придется отдать от 65 000 BYN.

  • За рекламу нужно будет заплатить от 800 BYN.

  • Оформление разрешительных документов будет стоить от 650 BYN.

СТО открывают ради того, чтобы воплощать профессиональные и бизнес-умения. Но главное – это доход. Можно рассчитать доходность одной станции. Например, если она сможет обслуживать по 6 автомобилей в день и на каждом заработает по $50, то за месяц получится 6х50х30=9 000 долларов. Это немало. Но не забывайте о текущих расходах и окупаемости.

Есть некоторые моменты, которые помогут снизить расходы. Например, можно:

  • минимизировать текущие затраты;

  • найти помещение с меньшей арендной платой;

  • оптимально вкладываться в рекламу. Когда станция раскрутится, расходы на рекламу сильно сократятся;

  • приобрести готовый бизнес. Вполне реальная сумма – $60 тыс. Возможно, это будет более оправданным, чем покупать поштучно оборудование и т. д.

Эксперты говорят, что СТО – достаточно быстро окупаемый бизнес. На окупаемость понадобится 2-3 года при нормах прибыльности 30 %. Чтобы доходы были стабильными и постоянными, необходимо правильно организовать процесс обслуживания. Тогда можно рассчитывать, что образуется костяк клиентов, которые будут рекомендовать станцию и приводить новых клиентов. Над продвижением СТО нужно постоянно трудиться.